История деревни Косаричи














История деревни
Косаричи, Глусский район,
Могилёвская область,
Республика Беларусь
В силу своего географического положения территория нашей страны являлась историческим мостиком, по которому в Россию из Европы поступали новые идеи и изобретения, такие как, например, книгопечатание - у известного белорусского первопечатника Франсиска Скорины учился помощник русского первопечатника Ивана Фёдорова – Пётр Мстиславец.
Современная территория Республики Беларусь в разное время входила в состав Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, Польши, Российской Империи и, конечно, СССР.

16 - 18 века
Деревня Косаричи известна с середины 16-го века, как центр поместья Новогрудского повета (района), Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского, а соседняя деревня, по-видимому основанная косаричанами, Зарекуша - с 1597 года. В конце 17 века в обеих деревнях проживало около 600 человек. В 19 веке выходцами из Косарич была основана ещё одна деревня – Замосточье, а чуть позже – Катка, ставшая теперь агрогородком и центром колхоза.
В 1639 село в Глусской волости Речи Посполитой.
В 1660 году шляхетская собственность.
В 1692 г. 53 двора в Новогрудском уезде, имелась церковь.
В 1712 г. построена новая деревянная церковь.
В 1790 г. имение насчитывает 104 двора, принадлежало Вишчинским.
В результате 2 раздела Речи Посполитой в 1793 году эти земли вошли в состав Российской Империи.

19 век
Во время Отечественной войны 1812 года территория района была оккупирована корпусом польского генерала Домбровского, который входил в армию Наполеона. В ноябре 1812 года в Косаричах располагался отряд русского генерала-майора С.А.Тучкова.
В XIX в. имением владел барон Врангель. В 1862 г. открыта школа, для которой в том же году построено помещение. В 1885 г. 25 дворов, 260 жителей, в Ляскавичской волости Бобруйского уезда. В 1886 г. село, 25 дворов, 260 жителей. В 1891 г. в школе обучались 42 мальчика и 6 девочек.С 1894 начало действовать мукомольное предприятие, которое в следующем году было оборудовано паровой машиной. Остатки мельничных свай и сейчас можно увидеть на реке Птичь.
В 1897 г. 74 двора, 460 жителей, имелись хлебозапасный магазин (амбар, сейчас это здание можно увидеть в музее зодчества Беларуси под Минском), лавка. Рядом находились: церковная усадьба - 3 двора, 30 жителей; постоялый двор - 2 двора, 16 жителей; поместье - 3 двора, 42 жителя, паровая мельница.
В 1897 г. 74 двора, 460 жителей, имелись хлебозапасный магазин (амбар, сейчас это здание можно увидеть в музее зодчества Беларуси под Минском), лавка. Рядом находились: церковная усадьба - 3 двора, 30 жителей; постоялый двор - 2 двора, 16 жителей; поместье - 3 двора, 42 жителя, паровая мельница.
20 - 21 века
В 1907 г. в селе 601 житель.
1917 г. в селе 82 двора, 517 жителей (из них 3 евреи), в поместье 43 жителя, в Лясковичской волости.
Во время гражданской войны, с 1919 года здесь хозяйничали польские отряды.
В 1923 г. открыт фельдшерский пункт. На базе дореволюционной школы создана трудовая школа, которой в 1924 г. передано бывшее церковное здание, в 1925 г. было 115 учеников.
В 1924 г. создана рыболовная артель.
В 1926 г. в деревне 108 дворов, 487 жителей; в усадьбе 17 дворов, 62 жителя.
В 1929 г. организован колхоз «Красная звезда», который в 1932 г. объединял 36 хозяйств, а в 1937 г. – 153.
Во время Великой Отечественной окрестности деревни являлись одним из центров партизанской борьбы. Летом 1942 партизаны разгромили располагавшийся в деревне фашистский гарнизон.
После войны Косаричи вошли в колхоз «Заря». В 1970-80 гг. 20-го века насчитывалось четыре гумна, коровник, два телятника, конюшня, свинарник. За годы Советской власти в Косаричах были построены: сельский клуб (где деревенские смотрели фильмы, концерты, проводили собрания), почта, библиотека, аптека, больница, стоматология, магазин, баня, работала восьмилетняя школа.
В девяностых годах прошлого века практически все вышеперечисленные заведения были ликвидированы, а здания проданы и разобраны на дрова. На сегодня пока уцелело деревянное здание клуба, здание магазина и одно гумно.
В конце 80-х годов прошлого века насчитывалось более 100 дворов, а вместе с соседней деревней Зарекушей – около 200.
В 1996 г. - 63 двора, 121 житель, в составе колхоза «Заря».
В 2006 г. - 80 жителей.
Всего в двух деревнях: в 2010 году 53 жителя, в 2015 - 44.

Ещё из истории деревни
Война 1812 года
"8 ноября генерал-майор С.А. Тучков в сопровождении небольшого конвоя выехал из Минска навстречу своим войскам. Прибыв в м. Косаричи (15 км. южнее Глуска), он был вынужден здесь остановиться, «…потому что Эртель все мосты от Косарич до Озарич велел сломать». Опросив местных жителей, генерал узнал, что вправо от тракта, в деревнях Поречье и Бубновка, сделаны заготовки фуража для русских войск. Добравшись туда к вечеру, он встретил казачий патруль, от которого узнал о скором прибытии сюда большого русского отряда.

На рассвете 12 ноября войска вошли в Бубновку, где С.А. Тучков узнал от полковника И.И. Исаева, что «… сему только отряду приказано идти на Глуск, что весь корпус следует через Екимову Слободу и м. Паричь прямо к Бобруйску и что генерал-лейтенант Эртель остался еще в Мозыре ожидать рекрутских батальонов».

Источник: В.А. Лякин «Мозырь в 1812 году» из-во БелСоЭС «Чернобыль» , 2005 г.


Ещё из истории деревни
Революция 1917 года и Гражданская война
12 января 1918 года польский корпус под командованием генерала И.Р. Довбар-Мусницкого легионеров официально объявил войну советской власти 1-й . Их целью было присоединение Минской и Могилёвской губерний к Польше. Против поляков на оккупированной территории начинают формироваться партизанские отряды. Местные жители с оружием в руках восстали против бело-поляков.

Партизанские группы действовали в районе Косарич, Катки, Холопенич и Замосточья. Партизаны совместно с красноармейцами с сентября 1919 года по январь 1920 года удерживали левый берег реки Птичь. В 1920 году, когда началось наступление Красной Армии, они своими действиями мешали отступать белополякам: нападали на отдельные части, делали засады, отбивали обозы с награбленным добром, повреждали линии связи, сжигали склады с оружием и мосты.

Источник: "История деревни Катка", там же см. воспоминания Ивана Карповича Богука о Великой Отечественной войне.
Ещё из истории деревни
Великая Отечественная война 1941-1945
Во время Великой Отечественной войны именно здесь, в лесах, окружающих деревни Косаричи и Зеленковичи зародилось партизанское движение. Многие жители Косарич ушли в лес, к партизанам, многих, включая детей, угнали в лагеря в Германию фашисты. Против партизан и жителей деревни немцы организовывали несколько карательных экспедиций, об одно из них рассказывается в книге «Под знаменем Октября» Р. Нехай: «…неудач­ной была по­пыт­ка гит­ле­ров­цев про­ник­нуть в район и со сто­ро­ны Глус­ка. Ко­лон­на эсэсов­цев в 300 че­ло­век со всем сна­ря­же­ни­ем дви­ну­лась на де­рев­ню Ко­са­ри­чи, чтобы уста­но­вить там свой гар­ни­зон. Отряд Тро­фи­ма Жу­ле­ги сде­лал за­са­ду. Но мороз был на­столь­ко силь­ный, что от­ря­ду при­ш­лось отой­ти в де­рев­ню. В это время по­яви­лась вра­же­ская ко­лон­на. За­вя­зал­ся бой. Пар­ти­за­ны ото­шли за неболь­шую бо­ло­ти­стую ре­чуш­ку в де­рев­ню За­ре­ку­ша и, когда немцы дви­ну­лись на мост, от­кры­ли ура­ган­ный огонь. Весь мост был за­ва­лен тру­па­ми и по­воз­ка­ми. Гит­ле­ров­цы по­до­жгли Ко­са­ри­чи, где жили семьи пар­ти­зан. Всю де­рев­ню за­во­лок­ло дымом. Пар­ти­за­ны с кри­ком «ура!» пе­ре­шли в атаку, с ходу рас­стре­ли­вая оше­лом­лен­ных эсэсов­цев. На­ча­лась па­ни­ка. Почти все ка­ра­те­ли были уни­что­же­ны, а ведь про­тив них дра­лась толь­ко груп­па пар­ти­зан — всего 72 че­ло­ве­ка…»

Во время войны в деревне было уничтожено две трети домов – 86 из 136. Часть из них была сожжена фашистами, а часть пострадала во время бомбёжек в ходе Бобруйской операции по освобождению 28 июня 1944 года. 51 человек из 476 жителей были убиты фашистами.

Источник: "Люди легенд. Выпуск первый"
Ещё о действиях партизан в Косаричах
Наши земляки
Максим Адамович Богданович
Максим Адамович Богданович
(белор. Максім Адамавіч Багдановіч; 27 ноября (9 декабря) 1891, Минск — 12 (25) мая 1917, Ялта) — белорусский поэт, публицист, литературовед, переводчик; классик белорусской литературы, один из создателей белорусской литературы и современного литературного белорусского языка.
Предки Максима Богдановича происходят из нашей деревни: его прапрадед Степан по отцовской линии был крепостным. В биографии Максима Богдановича его отец писал о происхождении своих родителей и предках Максима: «Я – крестьянин. Отец мой Юрий Лукьянович был крепостным, дворовым, повар по профессии, принадлежал к Косаричскому сельскому обществу Лясковичской вол(ости) Бобруйского уезда; к этому обществу и я был приписан вплоть до увольнения для поступления на государственную службу. Дед мой, Лукьян Степанович, был также дворовый – садовник; жена его звалась Арина Ивановна по фамилии Юневич. Мой прадед Степан, повидимому первый стал носить фамилию Богдановича, по фамилии своего отчима Никифора Богдановича, как вошедший в состав его «двора» податной единицей… Отец мой еще молодым человеком был привезен своим помещиком паном Лаппо на службу в купленное им имение при м. Холопеничах Борисовского уезда, где он более прочно обосновался, вступив в брак с моей матушкой (1 ноября 1860 г) Анэлей (Анной) Фоминой Осьмак. На родине в с.Косаричах остались его братья Франц, (по некоторым документам Федор), Семен и сестра Анна, вышедшая замуж за Степана Пинчука (Глуск). Своих родичей, оставшихся в Косаричах, я лично не знаю, а потому ничего не могу сообщить об их особенностях…
Мои предки с отцовской стороны отличались долговечностью, отец и братья его доживали до 70 лет, а мой дед Лукьян даже до 80 лет, сохранив до конца бодрость (умер в саду за работой).»
Максим Богданович создал много прекрасных образцов гражданской, пейзажной, философской лирики; написал ряд любовных стихов, посвящённых Анне Кокуевой (ярославская знакомая поэта, в которую он был влюблён).
Лирика Богдановича тесно связана с устной народной поэзией, национально-освободительными идеями, проникнута любовью к трудовому народу. В некоторых стихах звучит протест против мира насилия и социальной несправедливости: «Пан и мужик» (1912), «Двинемся, братья, скорей!» (1910), «Межи».
Максим Богданович умер в возрасте 25 лет от мучавшей его болезни. За свою короткую жизнь он "сумел осуществить свой великий творческий подвиг − стать рядом с Янкой Купалой и Якубом Коласом первой звездой на небосводе национальной поэзии, оказаться в центре литературно-общественного движения Беларуси начала ХХ в., быть лучшим критиком и историком родной литературы, ее классиком, замечательным переводчиком и прозаиком" (А.Лойка).
Наследие Максима Богдановича вошло в золотой фонд белорусской культуры.

Адам Егорович Богданович
Адам Егорович Богданович, 1862-1940
этнограф, фольклорист, участник революционно-народнического движения.
Отец классика белорусской литературы Максима Богдановича.
А.Е. Богданович родился 20 марта 1862 в семье бывшего крепостного Егора (Юрия), выходца из деревни Косаричи.
Входил в руководство минской организации «Народная воля».
С 1892 г. работал в крестьянском земельном банке в Гродно, был директором публичной библиотеки. В Гродно опубликовал исторический очерк «О панщине» (1894), этнографический труд «Пережитки древнего миросозерцания у белорусов» (1895). Автор научных трудов по аграрным вопросам, проблемам образования, литературоведения, театральному искусству, воспоминаний о сыне Максиме, о М.Горьком, о Ф.Шаляпине и др.
Его жизнь – это один из ярких примеров научного и гражданского долга. Перу Богдановича принадлежат сотни статей, очерков, заметок, посвященных разнообразным вопросам народной жизни: образованию, театральному искусству, литературе, социально-экономической и культурным проблемам крестьянской жизни в пореформенный период.
Наиболее важные работы:
· Нарыс становішча жанчыны ў сялянскім асяродзьдзі беларускага краю, 1886
· Про женщину
· Национальный склад белорусского народа
· Язык земли: Этнологический очерк
· Страницы из жизни Максима Горького
· Богданович, А. Е. Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича / А. Е. Богданович. — Минск : Наука и техника, 1965. — 29 с.
· Мои воспоминания
Иоан Мартинович (Вечёрко)
Иоанн Мартинович (Вечёрко), 1890-1933.
Родился в Косаричах в 1890 году в семье псаломщика. Тогда это было село Бобруйского уезда Минской губернии. Иоанн Вечерко посвятил себя Богу и стал священником. В 2000 году причислен к лику святых новомученников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе РПЦ.
С 1915 года Иоан Вечерко служил в Покровской церкви в селе Кривоносы, Минской области, недалеко от родной деревни.
В 1920 году часть территории Минской губернии была оккупирована польскими войсками, офицеры остановились в доме священника на постой, но относились к нему недружелюбно за то, что он защищал своих прихожан-крестьян. Был арестован и находился некоторое время в тюрьме.
В 1928 году арестован во второй раз уже советскими властями по обвинению в несвоевременной уплате налогов и приговорен к девяти месяцам заключения. Вернувшись из тюрьмы, он продолжил служение в Покровской церкви.
Власти, намереваясь закрыть храм, стали со временем требовать от священника уплаты все больших налогов. Своих средств у отца Иоанна не осталось, и он ходил по домам крестьян, прося помощи; некоторые крестьяне жертвовали, у других приходилось брать в долг. Видя, что священник продолжает отстаивать храм, сотрудники ОГПУ приняли решение арестовать его и членов церковного совета.
18 марта 1933 года священник и 5 членов приходского совета были арестованы по обвинению в том, что они: «под руководством священника Вечорко, используя как предлог собирание средств среди прихожан для уплаты налогов, занимаются активной, организованной антисоветской контрреволюционной деятельностью, ставя своей целью срыв всех мероприятий советской власти, в частности срыв весенней кампании… развал колхозов, распространение всевозможных контрреволюционных слухов…».
Отвечая на вопросы следователя, священник сказал: «Виновным себя в антисоветской агитации, направленной на срыв хозяйственно-политических кампаний, и вообще в какой-либо контрреволюционной работе, не признаю. Считаю, что предъявленное мне обвинение… имеет своей целью закрытие церкви. В своей деятельности я не выходил из пределов религиозных обрядов и считаю себя аполитичным человеком»
После окончания следствия отец Иоанн был отправлен в тюрьму, а 17 апреля того же года года тройка ОГПУ приговорила священника к расстрелу. Расстрелян в тюрьме г. Слуцка. Погребен в безвестной могиле. Имущество священника было конфисковано, а семья – выслана на север.


Моисей Ильич Лурье
(Эмель Александр) родился в Косаричах в 1897 году, получил высшее образование, член КП Германии, проживал в Москве на Якиманской набережной., д. 6, кв. 6.
За участие в троцкистской оппозиции из партии исключен, но был восстановлен и работал в Агитпропе ЦК КПГ. В марте 1932 года с ведома ЦК КПГ приехал в СССР и работал профессором на историческом факультете Московского университета.
Арестован 13.08.1936. Осужден 24.08.1936 по обвинению в участии в контр-революционной террористической организации.
Дело о так называемом "антисоветском, объединенном троцкистско-зиновьевском центре" рассматривалось военной коллегией ВерховногоСуда СССР 19 - 24 августа 1936 года в открытом судебном заседании. Были преданы суду 16 человек.
Большинство из них в прошлом были организаторами и активными участниками троцкистской и зиновьевской оппозиции, за что исключались из партии, арестовывались, находились в тюрьмах и в ссылке. 5 человек в прошлом являлись членами Компартии Германии.
По этому делу к высшей мере наказания были приговорены Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Е.Е. Евдокимов, И.Л. Бакаев, С.В. Мрачковский, В.А Тер-Ваганян, И.Н. Смирнов, Е.А Дрейцер, И.И. Рейнгольд, Р.В. Пикель, Э.С. Гольцман, Фриц-Давид (И.-Д. И. Круглянский), В.П. Ольберг, К.Б. Берман-Юрин, М.И. Лурье, Н.Л. Лурье. Эти лица, как сказано в приговоре, осуждены за проведение антисоветской, шпионской, вредительской и террористической деятельности, причастность к убийству Кирова и подготовку террористических актов против руководителей партии и правительства. М. И. Лурье и Н. Л. Лурье были признаны виновными в том, что, будучи якобы членами подпольной троцкистско-зиновьевской террористической организации, являлись активными участниками подготовки убийства руководителей партии и правительства.
"Так, например, террористическая группа, возглавлявшаяся прибывшим из Германии М. Лурье, фактически была организована активным германским фашистом Францем Вайцем, представителем Гиммлера (в то время руководитель штурмовых фашистских отрядов в Берлине, а сейчас руководитель германского охранного отделения - ГЕСТАПО).
М. Лурье, будучи у Зиновьева, сообщил ему, что участники его террористической группы имеют организационную связь с фашистом Францем Вайцем и немецкой охранкой – ГЕСТАПО, и спросил у Зиновьева, каково его отношение к этому. Зиновьев на это ответил: "что же вас здесь смущает? Вы же историк, Моисей Ильич? Вы знаете дело Лассаля с Бисмарком, когда Лассаль хотел использовать Бисмарка в интересах революции". (Лурье М. Протокол допроса от 21 июля 1936 г.). " - И.В. Сталин, Полное собрание сочинений. Том 16.
Все 16 подсудимых были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 25 августа 1936 года. Место расстрела: Москва, Донское кладбище.
Моисей Лурье был реабилитирован 13.07.1988 Пленумом Верховного Суда СССР.